Базилики
Первое здание церкви, которое предшествовало современному зданию базилики, было построено в IV веке на холме Эсквилии. Эта церковь называлась Санта Мария делла Нэвэ (от итал. neve - "снег"). Существует предание, что перед закладкой церкви летом 352 года неожиданно выпал снег и папа Либерий начертил на снегу круг по периметру будущей церкви.
Базилика Санта Мария Маджоре была полностью перестроена в 432-440 годах папой Сикстом III накануне Эфесского Собора. В таком виде базилика простояла до XIII века, до тех пор, пока при папе Евгении III не был построен портик перед главным входом в церковь. Архитектором проекта был Фердинандо Фуга.
Интерьер представляет собой трехнефный базиликальный план с сорока ионическими колоннами. Роспись высокого потолка приписывают Джулиано Сангалло. Считается, что богатая декорировка потолка была выполнена из золота, впервые привезенного сюда из Америки и подаренного базилике королями Испании, которые были щедрыми покровителями церкви.
Наиболее древними произведениями италийской мозаичной живописи начала IV — начала VI столетия являются мозаики: церкви Санта Констанца в Риме (306—307 гг.), находящиеся в ее куполе и сводах; капеллы Руфины и Секонды в баптистерии Сан Джованни ин Латерано в Риме (315 г.) и первоначальные мозаики в апсиде римской церкви Санта Мария Маджоре, принадлежащие первой половине IV столетия.
Эта мозаичная живопись, украшавшая римские храмы, представляла собой декоративно-орнаментальную беспредметную живопись, исполненную первыми христианскими художниками-мозаичистами, принадлежавшими к римской школе мозаичного искусства.
К последующей эпохе относятся мозаики, выполненные в широкой и свободной монументально-живописной манере во второй половине IV в. и в первой половине V столетия, находящиеся в настоящее время в баптистерии Сан Джованни ин Фонте в Неаполе (вторая половина IV в.); церкви Санта Пуденциана в Риме ; церкви Санта Сабина в Риме; корабле и триумфальной арке церкви Санта Мария Маджоре в Риме ; мавзолее Галлы Плацидии в Равенне.
Исследование мозаик церкви Санта Мария Маджоре в Риме, выполненных римскими художниками-мозаичистами в 432—440 гг., показало, что при наборе их применялись смальты 190 различных оттенков. Помимо этого, применялись и золотые стеклянные кубики 8 различных оттенков зеленого, желтого, красного, фиолетового и белого прозрачного стекла. Большинство цветных кубиков было изготовлено из стеклянных сплавов прозрачного, полупрозрачного и глухого смальтового стекла и отличалось не только великолепным цветом, но и изумительным богатством и разнообразием оттенков и глубиной тона. Золотые кубики выделывались из прозрачного стекла различной окраски—светло-желтого, светло-красного, синеватого, зеленого и светло-фиолетового цвета; на лицевой стороне кубика находился листок червонного золота, покрытый сверху тонким слоем расплавленного стекла.
Римские мозаичные полы этой эпохи набирались преимущественно из хорошо отшлифованных кубиков различных горных пород, но в наборе их имело место применение и небольшого количества кубиков из цветного стекла.
Начальный период развития древнеиталийской мозаичной живописи, представленный сохранившимися до наших дней мозаиками в своде и куполе Санта Констанца в Риме , капелле Руфины и Секонды в баптистерии Сан Джованни ин Латерано и первоначальными мозаиками в апсиде римской церкви Санта Мария Маджоре, а также более поздней мозаичной живописью в церкви Георгия в Салониках, характеризуется заменой человеческих фигур разнообразными орнаментальными мотивами, ландшафтами и архитектурным пейзажем. Своеобразие стиля этой мозаичной живописи показывает ее теснейшую связь с эллинистической мозаикой, заключавшуюся в заимствовании у нее большинства отвлеченных чисто декоративных мотивов, типичных для позднеэллинистических мозаик, что было не случайно и объяснялось главным образом отрицательным отношением христианских кругов того времени к возможности появления в храмах мозаичных картин с изображением человека из-за боязни рецидивов идолопоклонства.
Венецианские мастера в XIII в. выполняют целый ряд мозаик в соборе Сан Марко в Венеции (капеллы хора, в трансепте, в куполах), причем для их манеры исполнения является характерным дальнейшее развитие процесса романизации византийских форм и решительный разрыв с Константинопольскими мозаическими традициями. Основным средством художественного выражения становится линия, рисунок уточняется, и одновременно усложняется ритм линий, плоскостное решение фигур заменяется более объемным, моделировка их форм становится пластичной, движения передаются более свободно и живо, в живопись вводится ряд реалистических деталей— чисто западного типа архитектура, современные итальянские костюмы и пр.; все это говорит, с одной стороны, об усилении западных элементов, а с другой стороны, подчеркивает нарастание реалистических тенденций в живописи.
Тэги: блог о мозаике